Версия для слабовидящих
- Лента новостей
- Очередная партия гуманитарной помощи направлена в город Барнаул для...
- Ежегодная вакцинация против гриппа до начала эпидсезона - наиболее ...
- Центр занятости населения г. Алейска и Алейского района приглашает...
- Неугасим огонь души…
- В Алейском районе продолжается вручение памятных медалей «70 лет ...
- Районный театральный фестиваль – конкурс малых форм «Уроки классики»
- ГТО. Вливаемся в общероссийское движение
- Горящая трава едва не стала причиной беды
- Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на 03.04.2019 Возможно подт...
- Накануне Дня смеха, в Доме культуры поселка Совхозный состоялся КВН.
- Пожароопасный период 2019.
Они приближали ПОБЕДУ
Все дальше и дальше уходят события Великой Отечественной войны, и все меньше свидетелей тех событий. Но ещё живут рядом с нами люди, которые хорошо помнят, какой ценой досталась советскому народу победа в этой войне. Война шла не только на фронтах, но и здесь, в тылу. Женщины, старики и дети своим трудом приближали победу.
В селе Боровское живет скромная пожилая женщина, ветеран педагогического туда, труженица тыла, Перлова Мария Борисовна. Родилась она 21 ноября 1930 года в селе Боровское. Здесь окончила 10 классов и после педагогического училища вернулась в родное село, в родную школу учителем начальных классов. В Боровском встретила и свою любовь -красивого и статного парня, который приехал из Московской области на Алтай поднимать целину. В семье Перловых Марии Борисовны и Василия Васильевича два сына - Николай и Евгений. Всю свою жизнь Мария Борисовна посвятила обучению и воспитанию детей. Её педагогический стаж - 41 год. Не один десяток учеников с благодарностью и теплотой вспоминает свою первую любимую учительницу. Отправляясь на встречу с Марией Борисовной, мы хотели поговорить не о школе и учениках, а о том трудном военном детстве, которое выпало на её долю.
Вот что она рассказала:
- Известие о войне принес гонец из района. Быстро собрали митинг и объявили о войне. Сразу же провели мобилизацию. Люди плакали, крик, стон стояли по всему селу - прощались с сыновьями, мужьями, братьями, отцами. Призывников сажали на телеги и отправляли в районный центр - Парфёново. Тогда еще плохо понимали, какой будет война, но мало кто надеялся, что еще когда-нибудь увидит своих родных.
- Все тяготы военных лет легли на плечи женщин, стариков и детей. Мужчины ушли на фронт и за рычаги тракторов сели женщины. Но это не решило проблему рабочих кадров, поэтому многое приходилось делать вручную. Огороды вскапывали лопатами, боронили граблями, а потом сажали овощи. В поле пахали на быках и коровах, которых женщины приводили из дома. Поле засевали, в основном, вручную, по старинке - из лукошка. Когда хлеба подрастали, выводили нас, детей, на прополку. Детям, за работу в поле, давали по кусочку хлеба, ведь дома хлеба почти ни у кого не было. Ели картошку, капусту, свеклу, морковь, парили кукурузу. У некоторых были самодельные рушалки (ручные мельнички), на них мололи зерно и добавляли в вареный или сырой протертый картофель, чтобы испечь лепешки. Сахара не было. Зимой сушили в русских печках кусочки сахарной свеклы, а потом жевали их - они были сладкими.
Когда начиналась покосная страда, женщины вручную косили траву литовками, сгребали граблями траву в копны, а дети, на оставшихся после мобилизации лошадях-клячах их возили. Дети очень уставали от тяжелой работы, недоедания и часто, засыпая на ходу, падали с лошадей. Но вставали и снова принимались за работу. Никто не плакал, не жаловался, все работали, не покладая рук. Все для фронта! Все для Победы!
В посевную и уборку жили на станах, в поле. Полевой стан - это избушка, в одной комнате находились нары для сна, в другой - кухня с большой печью. В печь вмазаны котлы, в которых поварихи готовили обед для бригады. Варили, в основном, щи, борщ, пшенную кашу. Чай заваривали листьями смородины, которые заготавливали впрок.
Были в бригаде и бани, очень большие. Они топились по-черному: на каменках горели дрова, печи с трубой не было, и поэтому весь дым был в бане - отсюда и название. На каменки клали большие железки. Когда они накалялись, их опускали в бочку с холодной водой, и вода моментально нагревалась. Так и грели воду для бани.
Работы не прекращались ни днем, ни ночью - хлеб был нужен для фронта. Днем молотили, ночью сушили, увозили на мельницу. Мельницы в селе были ветряные, мололи зерно только тогда, когда дул сильный ветер. Затем муку отправляли на фронт.
С наступлением осени детей нужно было отправлять в школу. А во что их одевать? Поэтому за зиму каждая женщина должна была напрясть и наткать из конопли холсты, которые потом отбеливали на речке. Из полученного холста шили одежду. Обувь тоже шили сами из выделанных шкур скота.
Зимой при свете коптилок (света не было) вязали теплые носки, варежки для отправки на фронт.
Печи топили, в основном, сухим полыном (полынью), подсолнухами, соломой, кизяками (навоз с соломой), которые заготавливали летом. Протапливали большие русские печи и на них спали всей семьей. Одеял не было, укрывались попонами, которые ткали на стане из шерстяной пряжи. Пряли белую шерсть, а потом красили ее в разные цвета. Попоны получались теплыми и красивыми. У кого не было пуха для подушек, набивали наволочки сеном, соломой, бальками (пуховые соцветия камыша).
Когда немцы подступили к Ленинграду, многих блокадников привезли в Сибирь, и в наше село тоже. Был организован детский дом. Людей встречали, делились, чем могли.
На селе было много неграмотных, поэтому письма на фронт своим близким писали дети под диктовку взрослых. Письма складывали треугольником и в таком виде отправляли на фронт. Конвертов не было, да и денег на их покупку тоже не было.
Почтальона ждали и боялись - какую весть принесет? Если письмо кто получит, и нет похоронок, такое веселье начиналось! - смех, разговоры, радость в глазах. А если похоронка... Вспомнить страшно, такой рев и крик поднимался! Сбегалась вся улица, и все плакали в голос.
Но как бы трудно не жилось людям, находилось место и веселью. Было много частушек и песен о войне. Идут ли люди на работу в поле, плывут ли на лодках за озеро на покос, отдыхают ли - везде поют.
Были и такие моменты, когда с фронта возвращались раненые. Поезда ходили медленно и редко, поэтому раненый добирался домой месяц-два. Но сколько радости было дома! Покалеченный, но живой возвратился кормилец. Все село сходилось в дом. Раненый рассказывал, как он воевал, где ранило, кого из земляков встречал на фронте. Его окружали «кольцом» и в клубе, и на улице, просили рассказать все снова и снова.
Во время войны была большая пропаганда, что мы все равно победим Гитлера. Проводились лекции в клубе или на собраниях в колхозных конторах (их тогда было пять). Про войну рассказывал уполномоченный из района. Они (уполномоченные) ходили по селам пешком, встречались с людьми в обеденный перерыв. Обо всем рассказывали: как идут бои, что отстояли, куда отступили. Всегда старались поддержать, рассказать людям правду, призвать к бдительности.
В селе не работали телефон и радио, и сельчане узнали о победе от посыльного, прискакавшего из Парфёново. Он ехал по селам и передавал эту радостную весть.
Был собран митинг и всем объявили, что война окончена, наши победили! В честь этого были отменены занятия в школе.
Время не имеет власти над тем, что пережили люди в войну. Пока живы эти люди, жива наша память. Пока мы помним о прошлом, у нас есть будущее. (Беседу с труженицей тыла провели Гурьянова Анна, ученица 7 класса, Павлова Евгения Витальевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Боровская СОШ»).
9 Апреля 2019
В селе Боровское живет скромная пожилая женщина, ветеран педагогического туда, труженица тыла, Перлова Мария Борисовна. Родилась она 21 ноября 1930 года в селе Боровское. Здесь окончила 10 классов и после педагогического училища вернулась в родное село, в родную школу учителем начальных классов. В Боровском встретила и свою любовь -красивого и статного парня, который приехал из Московской области на Алтай поднимать целину. В семье Перловых Марии Борисовны и Василия Васильевича два сына - Николай и Евгений. Всю свою жизнь Мария Борисовна посвятила обучению и воспитанию детей. Её педагогический стаж - 41 год. Не один десяток учеников с благодарностью и теплотой вспоминает свою первую любимую учительницу. Отправляясь на встречу с Марией Борисовной, мы хотели поговорить не о школе и учениках, а о том трудном военном детстве, которое выпало на её долю.
Вот что она рассказала:
- Известие о войне принес гонец из района. Быстро собрали митинг и объявили о войне. Сразу же провели мобилизацию. Люди плакали, крик, стон стояли по всему селу - прощались с сыновьями, мужьями, братьями, отцами. Призывников сажали на телеги и отправляли в районный центр - Парфёново. Тогда еще плохо понимали, какой будет война, но мало кто надеялся, что еще когда-нибудь увидит своих родных.
- Все тяготы военных лет легли на плечи женщин, стариков и детей. Мужчины ушли на фронт и за рычаги тракторов сели женщины. Но это не решило проблему рабочих кадров, поэтому многое приходилось делать вручную. Огороды вскапывали лопатами, боронили граблями, а потом сажали овощи. В поле пахали на быках и коровах, которых женщины приводили из дома. Поле засевали, в основном, вручную, по старинке - из лукошка. Когда хлеба подрастали, выводили нас, детей, на прополку. Детям, за работу в поле, давали по кусочку хлеба, ведь дома хлеба почти ни у кого не было. Ели картошку, капусту, свеклу, морковь, парили кукурузу. У некоторых были самодельные рушалки (ручные мельнички), на них мололи зерно и добавляли в вареный или сырой протертый картофель, чтобы испечь лепешки. Сахара не было. Зимой сушили в русских печках кусочки сахарной свеклы, а потом жевали их - они были сладкими.
Когда начиналась покосная страда, женщины вручную косили траву литовками, сгребали граблями траву в копны, а дети, на оставшихся после мобилизации лошадях-клячах их возили. Дети очень уставали от тяжелой работы, недоедания и часто, засыпая на ходу, падали с лошадей. Но вставали и снова принимались за работу. Никто не плакал, не жаловался, все работали, не покладая рук. Все для фронта! Все для Победы!
В посевную и уборку жили на станах, в поле. Полевой стан - это избушка, в одной комнате находились нары для сна, в другой - кухня с большой печью. В печь вмазаны котлы, в которых поварихи готовили обед для бригады. Варили, в основном, щи, борщ, пшенную кашу. Чай заваривали листьями смородины, которые заготавливали впрок.
Были в бригаде и бани, очень большие. Они топились по-черному: на каменках горели дрова, печи с трубой не было, и поэтому весь дым был в бане - отсюда и название. На каменки клали большие железки. Когда они накалялись, их опускали в бочку с холодной водой, и вода моментально нагревалась. Так и грели воду для бани.
Работы не прекращались ни днем, ни ночью - хлеб был нужен для фронта. Днем молотили, ночью сушили, увозили на мельницу. Мельницы в селе были ветряные, мололи зерно только тогда, когда дул сильный ветер. Затем муку отправляли на фронт.
С наступлением осени детей нужно было отправлять в школу. А во что их одевать? Поэтому за зиму каждая женщина должна была напрясть и наткать из конопли холсты, которые потом отбеливали на речке. Из полученного холста шили одежду. Обувь тоже шили сами из выделанных шкур скота.
Зимой при свете коптилок (света не было) вязали теплые носки, варежки для отправки на фронт.
Печи топили, в основном, сухим полыном (полынью), подсолнухами, соломой, кизяками (навоз с соломой), которые заготавливали летом. Протапливали большие русские печи и на них спали всей семьей. Одеял не было, укрывались попонами, которые ткали на стане из шерстяной пряжи. Пряли белую шерсть, а потом красили ее в разные цвета. Попоны получались теплыми и красивыми. У кого не было пуха для подушек, набивали наволочки сеном, соломой, бальками (пуховые соцветия камыша).
Когда немцы подступили к Ленинграду, многих блокадников привезли в Сибирь, и в наше село тоже. Был организован детский дом. Людей встречали, делились, чем могли.
На селе было много неграмотных, поэтому письма на фронт своим близким писали дети под диктовку взрослых. Письма складывали треугольником и в таком виде отправляли на фронт. Конвертов не было, да и денег на их покупку тоже не было.
Почтальона ждали и боялись - какую весть принесет? Если письмо кто получит, и нет похоронок, такое веселье начиналось! - смех, разговоры, радость в глазах. А если похоронка... Вспомнить страшно, такой рев и крик поднимался! Сбегалась вся улица, и все плакали в голос.
Но как бы трудно не жилось людям, находилось место и веселью. Было много частушек и песен о войне. Идут ли люди на работу в поле, плывут ли на лодках за озеро на покос, отдыхают ли - везде поют.
Были и такие моменты, когда с фронта возвращались раненые. Поезда ходили медленно и редко, поэтому раненый добирался домой месяц-два. Но сколько радости было дома! Покалеченный, но живой возвратился кормилец. Все село сходилось в дом. Раненый рассказывал, как он воевал, где ранило, кого из земляков встречал на фронте. Его окружали «кольцом» и в клубе, и на улице, просили рассказать все снова и снова.
Во время войны была большая пропаганда, что мы все равно победим Гитлера. Проводились лекции в клубе или на собраниях в колхозных конторах (их тогда было пять). Про войну рассказывал уполномоченный из района. Они (уполномоченные) ходили по селам пешком, встречались с людьми в обеденный перерыв. Обо всем рассказывали: как идут бои, что отстояли, куда отступили. Всегда старались поддержать, рассказать людям правду, призвать к бдительности.
В селе не работали телефон и радио, и сельчане узнали о победе от посыльного, прискакавшего из Парфёново. Он ехал по селам и передавал эту радостную весть.
Был собран митинг и всем объявили, что война окончена, наши победили! В честь этого были отменены занятия в школе.
Время не имеет власти над тем, что пережили люди в войну. Пока живы эти люди, жива наша память. Пока мы помним о прошлом, у нас есть будущее. (Беседу с труженицей тыла провели Гурьянова Анна, ученица 7 класса, Павлова Евгения Витальевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Боровская СОШ»).